История православия в России

город Курск

УРОК "Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная – главная святыня Курского края"

ТЕМА: 
Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная – главная святыня Курского края.

 
ЦЕЛИ: 
  Познакомить с историей иконы, историей России и Курского края,  значением иконы для наших соотечественников по всему миру; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся; формировать активную гражданскую позицию; развивать речь и мышление учащихся.

Ход урока
1. Сообщение темы урока.
Учитель: 
  Сегодня мы поговорим об одной из икон, посвященных Пресвятой Богородице. Иконе, которая стала символом гонимой Русской православной церкви в ХХ веке. Иконе, которая так дорога нашему родному городу. Кто может сказать о какой иконе идёт речь?

Ученик: 
  О Курской - Коренной иконе Божией Матери «Знамение».
(на фоне иконы)

Учитель: 
  Курская – Коренная икона «Знамение» Божией Матери – одна из древнейших икон Русской Церкви. История города Курска тесно связана с историей обретения чудотворной иконы «Знамение» Божией Матери. 
 
 
 
  Город Курск – один из самых древних городов России, важный культурный, военный и торгово-ремесленный центр, ведущий свою историю, предположительно с Х века.
  Наступает XIII век – «…один из наиболее сложных столетий русской истории» - как писал историк А.Н.Гумилев.
  Главным событием для него стало татаро-монгольское нашествие. Южная Русь подверглась нападению татаро-монголов весной 1239 года.
  Города, не подчинившиеся, были разорены и сожжены. Не устояли Курск, Дмитриев, Льгов. 
  В итоге названных событий в XIII веке на территории Курска ещё возникали отдельные поселения, но как город – военно-административный центр, центр культуры, торговли и крепость Курск перестал существовать на 360 лет.
  Лесом и кустарником поросли его холмы и долины, неизвестно, возродился ли бы этот древний русский город вообще, если бы не обстоятельства, напрямую связанные с Коренной пустынью.
  Коренная пустынь – место, особо почитаемое не только в Курской земле, но и во всем мире.
  714 лет, с XIII века и по сей день, струится в Коренной чудотворный источник. Многие поколения наших предков черпали отсюда силы жизни, творчество, созидания родной земли, борьбы с её врагами, преодоления скорбей и бедствий.
  Таким же благодатным, но только духовным, источником стала главная святыня курского края и одна из чтимых святынь России – Коренная икона Знамения Пресвятой Богородицы.
  Благодаря этой иконе с конца XVI века началось возрождение города Курска и Курской земли.
  Обретение Чудотворной иконы произошло в 1295 году 8 (21) сентября в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы «некий благочестивый муж» из Рыльска с товарищами охотился в лесу в 27 верстах от бывшего Курска на берегу реки Тускари и нашёл лежащую ликом в низ при корнях вяза икону. Как только он поднял её, из-под иконы засырела земля и появились первые струйки источника воды, текущего и по сей день.
 
 
 
  Икона оказалась Богородичной (лик Божией Матери) и была довольно набольших размеров 3,5 х 3,5 вершков то есть 15,6 см х 15,6 см. 
  Благочестивый муж поместил икону сначала в дупле того же дерева, а затем, вместе с товарищами соорудил для неё небольшую деревянную часовенку на том месте, где впоследствии возник монастырский Соборный храм Рождества Богородицы. 
  О своей находке рыльчане рассказывали в Рыльске, и оттуда к иконе стали приходить богомольцы.

К кому прибегну я в скорбях,
К кому приникну головой,
Кого с слезами на глазах,
Кого я призову с мольбой?
К тебе, Владычица Святая,
К тебе за милостью приду,
В тебе Заступница благая.
Покров и помощь я найду.
Ты радость всех, для всех нас свет,
Ты купина неопалима,
Ты нам помощница в дни бед,
Ты нам пристанище незримо,
Ты нам прибежище и щит,
Ты исцеление болящих,
К тебе обиженный спешит,
Утеха, радость всех скорбящих.
Ты Мать, Наставница детей,
И дев и юношей спасенье,
Ты жезл мне в старости моей,
И в слабых силах укрепленье,
Ты всей вселенной похвала,
Ты Божий храм, Ты двери рая
Тебе вовек моя хвала,
Тебя прославлю умирая
Когда ж, по воле всех Царя,
Уста безмолвием сомкнутся,
К тебе, усердием горя,
Все мысли, чувства понесутся
А Ты проникнув с высоты
На душу материнским взором
Покрой её от духов тьмы
Святым и дивным омофором.
Христа ты Матерь умоли, -
Твоя молитва много может –
С душою чудо сотворит
Да в небеса взойти возможет.

  Об этом чуде услышал рыльский князь Василий Шемяка, он повелел перенести икону в Рыльск. Чудотворный образ поставили в соборном храме города Рыльска.
  Утром, когда пришли священники в храм, иконы на месте не оказалось.
  Спустя время гонцы сообщили, что икону видели на том же месте, где её и обрели.
  Тогда рыльский князь принял вторую попытку перенести икону в Рыльск, но сам не вышел встречать чудотворный образ. И как только икона приблизилась к городу князь наказался слепотой.
  Князю ночью было ведение чтобы он вернул икону на место и как только он вернул икону – к нему вернулось зрение
  Курская Чудотворная икона Знамение Пресвятой Богородицы, как уже отмечалось выше, была найдена при корне дерева.
Отсюда и сама икона получила название – Курская-Коренная.

  В 1383 году Курская область подверглась новому разграблению татар. Они хотели сжечь часовню и Икону, но деревянная часовня не загорелась. Живший при часовне иерей Боголюб объяснил им, что причина этого чуда – в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков, с постом и молитвою, он нашёл половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».
  От Курской Коренной Иконы исходили столь многие благодатные знамения, и совершались столь явные чудеса, что необжитое в прошлом место под Курском стало крупным центром паломничества. Так сама Царица Небесная благоволила о земле Курской.

  Создание монастыря
  В 1597 году последовал царский указ, повелевавший создать на месте обретения Курской Коренной иконы мужской монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
 
 
 
Туда и вернули из Москвы Курскую Коренную икону, а с ней и «царское содержание» на построение Коренной пустыни. Настоятелем-игуменом в эту обитель был назначен священник из Рыльска с именем Георгий, имевший особое усердие к Коренной иконе и почти постоянно совершавший на месте её обретения молебны и иные требы для богомольцев-паломников. В монашестве он получил имя Евфимий. Он и стал первым настоятелем.
 
 
 
  На месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Курской Коренной Рождества-Богородичной пустынью в память явления иконы при корне дерева.
  Вот как описывает один из паломников XVIII века Коренную пустынь: «Коренная Рождество-Богородичная пустынь расположена на реке Тускари, на одном из нагорных холмов её правого берега. Особенно хорош вид на монастырь с противоположного восточного берега реки Тускари. Отсюда он разом открывается взору всею красотой своих зданий. На первом плане изящный пятиглавый собор, позади его столпообразная с шатровым верхом колокольня; золоченный крест её высоко блестит в воздухе. Близ храма начинаются и спускаются под гору знаменитые галереи или открытые сходы к нижнему источнику. Галереи эти осеняются деревьями, которыми порос весь скат монастырского холма. Отсюда же ясно видна и нижняя шатровая церковь Живоносного Источника. 
 
 
 
  Не менее живописен вид монастыря с севера и, особенно, со стороны расположенных здесь монастырских пасек. Отсюда, кроме соборного храма и колокольни, представляется взору высокое здание больничного корпуса, над которым высится купол с главою и крестом, означающий место теплой церкви; рядом с этим корпусом видно начало галереи или крытых сходов, ведущих к нижней церкви Живоносного источника. Этот вид особенно замечателен тем, что напоминает собою береговые Афонские обители; а также и Киево-Печерскую лавру с её сходами в ближайшие и дальние пещеры».
 
  

  Крестный ход
  С иконой «Знамение» связан знаменитый на весь мир Крестный ход.
 
 
 
  В 1598 году при нашествии крымских татар на юг России святая икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыни был составлен точный список с неё. В 1603 году самозванец Дмитрий I взял её из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года.
  По повелению царя Михаила Феодоровича она вернулась в Курск и была выставлена в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года святая икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что святая икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 (25) сентября. В эти дни святая икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в городе Курске до Коренной пустыни. Этот порядок соблюдался до 1918 года, когда святая икона отбыла за границу. 
  В 1918 году в Курске произошло горестное, но вместе, с тем, и весьма знаменательное событие: среди бела дня Чудотворная Икона и её список, оба в драгоценных, украшенных самоцветами, ризах были похищены из Знаменского собора. Случилось это 11 апреля, в среду, на 6-й неделе Великого поста.
  Были похищены не только Чудотворная Икона и её список, обе в золотых драгоценных ризах, но и золотая дарохранительница, вместе с хранившимися в ней св. Агнцем для пятничной преждеосвященной. Об этом страшном святотатстве дано было знать преосвященному епископу Феофану, управлявшему Курской Епархией, умершему в сане Архиепископа в Белграде в Югославии. Владыка тотчас распорядился оповестить власти, в частности уголовный розыск, и дать телеграмму в Москву знаменитому в то время начальнику Московского уголовного розыска Кошко. Большевики, вместо того, чтобы начать расследование, явились из соседнего ЧК в монастырь и заявили, что икона украдена самими монахами, чтобы посеять в народе недовольство советской властью.
  После этого они арестовали домашним арестом епископа Феофана и всю братию, а сами произвели в монастыре поголовный обыск, сопровождаемый кое-где и грабежом. Однако на следующий день арест с монастыря сняли, но приказали монахам сидеть тихо и не возбуждать народ. Конечно, никаких поисков Иконы уголовным розыском произведено не было.
  Горестно провели монахи и благочестивые куряне Страстную пасху Христову. В монастыре и во многих курских храмах ежедневно возносились усердные моления ко Владычице о возвращении её Чудотворного Образа. 
  И моления курян были услышаны. 
  Недалеко от монастыря, а в то же время и от ЧК, помещавшейся в бывшем Дворянском собрании рядом с монастырём, находился старый колодезь, выкопанный, по преданию, самим преподобным Феодосием Печерским, а потому и называвшийся у народа Феодосиевским. Над ним был когда-то устроен навес в виде часовенки, но был этот колодезь в забвении, давно не чищен, и водой из него мало кто пользовался. 
  И вот как раз в день памяти преподобного Феодосия Печерского, 3 мая, надо же случиться такому удивительному совпадению, одна бедная женщина, по профессии белошвейка, голодная возвращалась с базара, где она напрасно пыталась найти что-либо съестное. Проходя мимо Феодосиевского колодца, эта белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось. В надежде найти что-либо съестное, голодная женщина заглянула в мешок. В нём оказались две деревянные Иконы «Знамения» Божией Матери без риз.
  Обрадованный владыка Феофан приказал звонить во все колокола и Крестным ходом, со всей монашеской братией, отправился к месту обретения Иконы. Одновременно он отправил на извозчике вышеупомянутого иеромонаха Гермогена за Московские ворота привезти иконописца Григория Андриановича Шуклина, недавно писавшего копию с Чудотворной Иконы без ризы, дабы он определил, какая из двух найденных икон Чудотворная, и какая – список. Сам владыка икону без ризы никогда не видел, а потому не мог сам определить.
  Шуклин немедленно прибыл и сразу же узнал в одной из двух найденных икон Чудотворную и по её древности, и по рубцу, оставшемуся на ней после рассечения татарином в 1385 году. Тогда на Чудотворную икону была надета запасная, довольно простая, серебряная, голубой эмалью покрытая риза, которая находится на ней и поныне, и начались непрерывные молебны при огромном стечении народа.
  После чудесного обретения Иконы несколько дней перед ней совершались непрерывные моления. Икону, конечно, больше не оставляли одну в соборе, а после всякого богослужения относили в потаённое место. Выноса в Коренную пустынь в 1918 году не состоялось – не позволили большевики. То же самое и в 1919 году. Куряне же, как бы чувствуя, что вскоре придется надолго расстаться с родной Святыней, все время приглашали её по домам, а равно и в расположенные поблизости к Курску сёла.
  7 сентября 1919 года Курск был освобождён на короткое время Добровольческой армией от большевиков. В середине октября генерал Кутепов дал понять епископу Феофану, управлявшему курской епархией, что Курск может быть временно оставлен Добрармией, и предложил ему выехать на юг, обещав предоставить перевозочные средства для него и для желающего духовенства.
  Преосвященный владыка с наместником Знаменского монастыря архимандритом Иеронимом, позднее архиепископом Детройтским, и пожелавшим духовенством отправились поездом в Белгород, а Курскую Чудотворную Икону было благословлено с монахами Знаменского монастыря и Коренной пустыни отвезти в город Обоянь, в 60 верстах на юг от Курска, куда Икону давно приглашали. Сначала было предложено нести Икону Крестным ходом, но рано наступившая суровая зима и быстрое приближение фронта помешали осуществиться этому намерению. Пришлось везти икону на санях. Сопровождали Икону следующие иноки: архимандрит Варнава. Настоятель Коренной пустыни, иеромонах Аристрах, Смарагд, Герман, Гермоген, Елеазар, Михаил и Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. Остальная братия решила остаться в Курске.
  Перед отбытием Иконы отслужили в Знаменском соборе молебен с Акафистом Божией Матери, на который собралась оставшаяся братия и немногие богомольцы, всего около 50 человек. Ровно в 9 часов вечера 31 октября 1919 года святая Икона покинула Знаменский монастырь, её на руках держал до первой остановки в селе Медвенка, сидя на санях, упоминавшийся нами иеромонах Гермоген, ныне архимандрит.
  18 ноября ст. ст. 1919 года Чудотворная икона, сопровождаемая епископом Феофаном и выше упомянутыми иноками, в представленном для этой цели отдельном вагоне, покинула курские пределы и отбыла в Таганрог, куда и прибыла 20 ноября, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В день праздника, Икону с вокзала торжественным Крестным ходом отнесли и проводили в соборный храм, где её встретили митрополит Киевский Антоний, епископ Григорий Таганрогский, генерал Деникин со своим штабом и множество народа. 
  Это было первое такое торжественное служение со времени отбытия из Курска. Три недели пробыла Икона в Таганроге, имея пребывание на Афонском подворье. Дальнейшие кратковременные этапы: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Этапы, по словам архимандрита Гермогена, очень тяжёлые. Агония Добрармии давала себя знать, в тылу царил хаос, монахам с Иконой часто приходилось ночевать в сараях, где попало, голодать и холодать.
  Наконец, 1 марта 1920 года, на пароходе «Святой Николай» Курская Чудотворная Икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России, из Новороссийска, через Константинополь, прибыла в Салоники. 
  Пасху 1920 года, которая пришлась на 29 марта, тоже провели на пароходе в порту Салоники в полной изоляции. С Иконой были три епископа: Феофан Курский, Сергий Новороссийский и Михаил, викарий Харьковской епархии, а равно курская монашеская братия, вывезшая Икону. 
  1 апреля, в Светлую среду, наконец, было разрешено покинуть пароход. 2 апреля Икона прибыла в древнюю столицу Сербии, город Ниш, где её с великим торжеством встретил Нишский сербский епископ Досифей со всем своим духовенством и множеством народа. Епископ Досифей был великим другом русского народа и оставался таковым до самой кончины.
  Некоторое время Чудотворная Икона пребывала в Нише, а затем была перевезена в город Земун – пригород Белграда, и помещена в специально предоставленном для неё храме, в парке. Этот храм так и остался потом в распоряжении русских и оставался таковым около 30 лет. Закрыт был при Тито в самое недавнее время.
  По усердной просьбе генерала Врангеля, удерживавшего, после Новороссийской эвакуации, с горстью воинов-патриотов. Последний свободный клочок русской земли – Крым, Курская Чудотворная Икона из Сербии отбыла туда для ободрения воинов.
  Прибыла она в Крым на пароходе «Святой Георгий» 14 сентября 1920 года в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
  Вместе с остатками армии и со всеми желающими покинуть Крым и уйти от большевиков на чужбину, 29 октября 1920 года, на дредноуте «Генерал Алексеев», почти ровно через год после отбытия из родного Курска, Чудотворная Икона снова, теперь уже надолго, покинула русскую землю. Знаменательно всё же, что она побывала в Крыму, от которого в своё время защищала Своим Покровом границы России и претерпела кощунственное надругательство.
  После возвращения из Крыма в Югославию Курская Чудотворная Икона ещё некоторое время пробыла в Земуне, а потом была перенесена в сербский монастырь Язак на Фрушкой Торе, где сербскими церковными властями было предоставлено помещение для жительства хранителю Иконы, епископу Феофану.
  Несколько лет великая русская святыня была как бы в некотором забвении. Троицкая русская церковь в Белграде ещё не существовала, и русские церковные службы совершались сначала в зале одной из сербских гимназий, а потом в малом деревянном бараке-часовне при сербской церкви св. апостола Марка.
  Изредка святая Икона доставлялась в Белград, Земун и в Сремские Карловцы. Возили святыню и в другие места сосредоточения русских «избеглица», как сербы именовали русских эмигрантов. По большей части Икону сопровождал владыка Феофан.
  Конечно, Чудотворная икона пребывала на всех заседаниях 1-го Зарубежного Собора, с участием клира и мирян, в Сремских Карловцах в 1921 году, а равно и на всех архиерейских соборах в том же городе, которые все протекали под её святым осенением.
  В 1925 году была построена в Белграде русская Троицкая церковь. В ней, с левой стороны сооружена особая благолепная сень. В эту сень, по решению Архиерейского Синода, с согласия епископа Феофана, и была помещена Курская Чудотворная Икона для постоянного пребывания. Из Белграда она неоднократно отбывала для посещения очагов великой русской диаспоры по всей Европе. Бывала Владычица в Берлине, Париже, Лондоне, брюсселе, женеве, Софии и в ряде других больших и малых городов. Конечно, часто посещала русские колонии в Югославии. Ежегодно её доставляли в городок Белую Церковь, где находились русский кадетский корпус, девичий институт и ряд других культурных учреждений.
  Присутствовала Курская Чудотворная Икона и на Втором Всезарубежном Соборе, с участием клира и мирян, в тех же Сремских Карловцах, в августе 1938 года, в так называемый Владимирский год крещения Руси. 
  В 1939 и 1940 годах состоялись довольно торжественные Крестные ходы из Белграда в Хоповский монастырь с Чудотворной Иконой – попытка возродить подобные ходы из Курска в Коренную пустынь. Начавшаяся война помешала развиться и этому доброму начинанию.
  Икона покинула Белград 8 сентября 1944 года, пробыв в этой стране без малого четверть века.
  Первым этапом в её шествии на Запад был город Вена. Там она пребывала вместе с Синодом несколько месяцев. Вена в это время очень часто подвергалась воздушным бомбардировкам.
  В такой нелегкой обстановке Синод провел около двух месяцев, пережив, по крайней мере, два десятка подобных бомбардировок. Естественно общей радостью была встречена весть о получении от властей разрешения переселиться Синоду в тихий Карлсбад.
  Карлсбадское, относительно спокойное, житие продолжалось недолго, всего 3 – 4 месяца.
  Затем Синод переехал в Мюнхен, куда переселился и владыка митрополит.
  Произведя некоторую реорганизацию Синода и наладив его работу, владыка, немедленно по получении швейцарской визы, вместе с Чудотворной Иконой, отбыл в Женеву, дабы установить связь со всеми частями Русской зарубежной Церкви, так как из Германии почтовая связь с заграницей ещё не существовала. 
  Чудотворная Икона, по прибытии в Женеву, была передана митрополитом на временное хранение нашему монашескому Братству преподобного Иова Почаевскаго. Братство в это время готовилось к отбытию в США.
  Между тем сама Чудотворная Икона, водворившись в Мюнхене во Владимировской домовой синодальной церкви, стала истинным «приятелищем сирых, странников представительницей, скорбящих радостью, обидимых покровительницей, благой утешительницей всех, прибегающих к ней с усердием и верою» Началось её странствие по лагерям обездоленных русских «дипийцев». Снова море слез было пролито у великой русской народной Святыни. Сколько страждущих было утешено.
  Пять долгих лет пробыла в Европе Владычица, имея свое постоянное пребывание в Мюнхене и разъезжая оттуда по всей Германии, а равно и по Западной Европе. Посетила Она снова Париж, Лондон, Брюссель и многие другие места сосредоточения русских эмигрантов.
  Много чудес совершилось в это время от Чудотворного Образа.
  Переселение значительного числа русских, оказавшихся после второй мировой войны в пределах Германии и Австрии, за океан, достигшее к 1949 году своей кульминации, потеря, таким образом, Европой своего значения, как сосредоточия русской эмиграции, вынудила Архиерейский Синод начать думать о перенесении русского зарубежного центра в Америку, куда отбыла главная масса русских изгнанников.
  Самым естественным местом для переселения Синода был Нью-Йорк, являющийся самым большим городом зарубежья.
  Известные благотворители, князь и княгиня Белосельские-Белозерские, узнав о предполагаемом переселении Синода и Курской Чудотворной Иконы в США, любезно согласились предоставить в расположение Синода свое загородное имение около города Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка. В этом имении, с благословения Митрополита Анастасия, решено было устроить ставропигиальное синодальное иноческое подворье, которое, по прибытии Синода в США, могло бы стать временной резиденцией Синода.
 
 
 
  Строителем и настоятелем этого подворья был назначен Синодом Епископ Серафим.
  Формальная передача имения по купчей крепости князьями Белосельскими была закончена в конце декабря 1949 года. Владыка Серафим прибыл к месту своего назначения на четвёртый день праздника Рождества Христова 28 декабря ст. ст. и 10 января 1950 года по новому стилю. Прибыл в единственном числе и без копейки денег.
  В середине лета стало официально известно, что осенью Синод переезжает в США.
   
Понедельник 23 января ст. ст. (5 февраля н. ст.) 1951 года должен стать исторической датой в жизни русской эмиграции в США. В этот знаменательный день, около 3 часов пополудни, на аэропорт Айдлуайлд, вблизи Нью-Йорка, спустился самолёт «Летающий тигр», как бы с неба принесший благословение Божие – Одигитрию русского зарубежья. Курскую Чудотворную Икону «Знамения» Божией Матери.
  Святыню сопровождал архимандрит, ныне архиепископ Аверкий, более десяти лет подвизавшийся при Иконе. Отбыла Владычица из Мюнхена ещё 2 февраля, но по пути пришлось её задержаться из-за бури на двое суток на острове Санта Мария, то есть Святая Мария на Азорах.
  Встреченная Епископом Серафимом на аэродроме, святая Икона была немедленно доставлена на монастырской машине в «Новую Коренную пустынь».
  В четверг, 8 февраля, к 7 часам вечера, Икона самим Первосвятителем была доставлена в Вознесенский кафедральный Собор в Нью-Йорке, где ей была уготована торжественная встреча множеством народа во галве с епископом Никоном.
  В первый день Великого поста 1952 года Архиерейский Синод, вместе с Чудотворным Образом, переселился в Нью-Йорке в купленный небольшой дом на 77 улице Вест, где была устроена Синодальная Церковь с пребыванием Чудотворного Образа в ней до 1959 года, до переезда в новый дом на парк Авеню и сооружения там Синодального Собора «Знамения» Божией Матери. 
  Что же стало с монастырем Коренная пустынь? 9 мая 1922 года состоялось изъятие ценностей из Коренной пустыни «в порядке Декрета ВЦИК от 16 февраля 1922», как указано в описи. Были изъяты все церковные ценности. Воинствующие атеисты в 1923 году закрыли обитель, затем до основания разрушили, разграбили и осквернили одну из самых почитаемых в России сокровищниц Русской Православной Церкви и национальной культуры. А сам живоносный источник попытались залить бетоном, но источник пробивался в новых местах, так и не дав богоборцам возможности лишить людей радости общения с журчанием воды, освященной самой Богоматерью. В 1923 году пустынь была закрыта. Знаменитые сходы были разобраны, величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы сравняли с землёй, купол колокольни снесли, а на ней была устроена смотровая площадка для приезжающих в дом отдыха, каковым стала Коренная пустынь.
 
 
 
  Вера оказалась сильнее всяческих запретов и угроз. В 1988 году, в 1000-летнюю годовщину крещения Руси, на защиту Коренной пустыни поднялась общественность Курска, областное краеведческое общество, деятели культуры и искусства. В свою очередь Правящий архиерей Курской епархии, архиепископ Курский и Белгородский Иувеналий обращается к Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену и главе государства М.С.Горбачевау с просьбой вернуть Коренную обитель верующим.
  15 августа 1989 года состоялось первое богослужение на месте, где до революции 1917 года возвышался собор Рождества Пресвятой Богородицы. И с того благословенного дня началось возрождение Курской Коренной пустыни как памятника XVI века.
  И всего лишь за 11 лет на месте развалин засияла своим куполом звонница, возродились из руин первые храмы Коренной пустыни. А у места явления чудотворной иконы встал вновь храм Живоносного источника. И возродился скит с домой церковью, церковью, гостиницей, хозяйственными постройками, пастбищами и огородами, рыбным прудом и скотным двором. А через Тускарь проложены мосты, чтобы людям удобно было попадать в Коренную со стороны железнодорожной станции Свобода и левобережных сел.
  В июне 1990 года возрожден также и крестный ход.
  Посетивший эту обитель в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.
  Трудами и молитвами архиерея Курского и Рыльского Германа возрожден храм Рождества Пресвятой Богородицы. В сентябре этого (2009) года должно состоятся его освящение Святым Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

ЗНАМЕНИЕ
Семь веков назад, на спасенье нам
От восточных мест, из Израиля
В соловьиный край вдруг явился сам
Образ Матери Божией «Знамение».
С той поры не раз окружало нас
Вражье полчище дымом-пламенем,
Только всякий раз выручал тотчас
Образ Матери Божией «Знамение».
Если пуст душой, да и грешен весь,
Пронесется вдруг в подсознании:
Не скорби, браток, ведь защита есть –
Образ Матери Божией «Знамение».
Да и впередь всегда возлагаем враз
На Тебя одну упование.
Не остави нас, помолись за нас,
Матерь Курская наша «Знамение». 

  16 мая 2007 года состоялось важное историческое событие – подписание «Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей», благодаря которому появилась надежда на возвращении иконы на место своего явления.
  6 – 7 мая 2009 года в США прошло заседание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, где было выражено принципиальное согласие на принесение иконы «Знамение» Курской Коренной в пределы Отечества.
  Как и прежде явленная более 700 лет назад икона «Знамение» освещает Землю Курскую и освящает её.

Я молюсь…

Я молюсь на твои, моя Русь купола,
На церквушки, кресты и могилы
И за то, чтобы встала ты в рост и жила,
Набираясь божественной силы.

Я молюсь на твои перелески, поля,
Синеглазые в дебрях речушки,
На луга по весне, в серебре тополя,
И на этот простор среднерусский.

Я молюсь облакам, что плывут в вышине,
И мерцающим холодам звёздам,
Чтоб они сохранили покой на земле,
Помолиться всегда нам не поздно.

За людей я молюсь, чтобы честь сберегли
И за нашу Россию стояли,
И предать бы её никогда не могли,
Её славу в веках прославляли.

Я молюсь на твои, моя Русь купола,
На церквушки, кресты и могилы
И за то, чтобы встала ты в рост и жила,
Набираясь божественной силы.