История православия в России

город Курск

История Курской духовной семинарии

Семинария была образована в 1787 году на базе духовной школы при Белгородском архиерейском доме для обучения детей духовного сословия. Основателем её является епископ Белоградский и Курский Феоктист (Мочульский). За 14 лет из семинарии вышло более 1000 выпускников разных классов в священнослужители, медицинскую науку, военную, статскую службу, в Харьковский университет при его основании сразу поступило 20 семинаристов. 
Первым ректором семинарии был игумен Белгородского Никольского монастыря Иустин. В период с 1787 по 1867 год семинарией управ ляли 13 ректоров. Вторым ректором в 1797 году стал иеромонах Хотмыжского монастыря Досифей, в следующем году - игумен Белгородского Николаевского мо настыря Иеракс, затем в 1798 году его сменил протоиерей Иоанн Савченко. Отец Иоанн обладал великолепным проповедническим даром. Более двадцати его проповедей были отпечатаны и изда ны как образцовые. 
Со дня образования семинарии создаётся её библиотека с фондом до десяти тысяч книг. Много книг было подарено библиотеке частными лицами, а также все ми преосвященными архипастырями епархии. Среди изданий были уникальные экземпляры. На пример, Евангелие, напечатанное по личному ука зу царя Алексея Михайловича в 1656 году, Еванге лие времен императрицы Елизаветы Петровны. 
В октябре 1799 г. была отделена вся Слободская Украина, составившая самостоятельную Харьковскую епархию (соответственно был отделён и Харьковский коллегиум). Епархиальным городом становится Курск. Архиереи стали именоваться Курскими и Белгородскими. Семинария, продолжая оставаться в Белгороде, начала называться Курской. 
Деятельность семинарии не ограничивалась только духовной сферой. Отечественная война 1812 года показала, что курские семинаристы - патриоты своей страны. В качестве добровольцев в ополчение вступили многие учащиеся Курской семинарии. 
В период с 1832 по 1860 годы заметный след в исто рии Курской Духовной семинарии остави ли ректоры архимандриты Варлаам, Израиль и Никодим. В 1854-1856 годах было создано историко-статистическое описание Курской епархии и Курской семинарии. Этот труд выполнил преподаватель Матвей Архангельский при содействии ректора семинарии (с 1851 г.) архимандрита Флавиана. 
Семинария приносила большую пользу обществу, поставляя и для обширного Курского края, и для всей России не только образованных, трудолюбивых и энергичных пастырей, но и честных деятелей на самых различных поприщах общественного служения. Среди них - известные богословы, публицисты, врачи и даже первый в России переводчик У. Шекспира.
Среди выпускников семинарии митрополит Московский Макарий (Булгаков), архиепископ Черниговский и Неженский Нафанаил (Савченко), архиепископ Тверской и Кашинский Евсевий (Ильинский), епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), архиепископ Рязанский и Зарайский Иринарх (Попов), епископ Воронежский Вениамин (Смирнов), епископ Саратовский и Царицынский Евфимий (Беликов) и многие другие.
Курский период в деятельности семинарии начался с 1879 года, в Курск она окончательно переехала в 1883 году. Уровень знаний семинаристов в это время был очень высок. Некоторые из них получали кроме основного образования ещё и смежные. 
С 1888 года и до закрытия семинарию возглавлял протоиерей Иаков Новицкий. Одним из важнейших направлений её общественного служения этого времени была просветительская деятельность среди жителей города Курска. С октября 1891 г. от имени и при содействии Епархиального Братства преподобного Феодосия Печерского стали проводиться религиозно-нравственные чтения. Они проходили в трех местах города: в Городском-Семеновском училище, в народном училище в Стре лецкой слободе и в церковно-приходской школе в Ямской слободе. По воскресным и праздничным дням Святой Четыредесятницы на базе семинарии проходили религиозно-нравственные Палестинские чтения. 
В конце XIX столетия Курскую духовную семинарию окончили Дмитрий Воскресенский (будущий священномученик Дамиан, архиепископ Курский и Обоянский), Иван Богоявленский (будущий ректор Ленинградской духовной академии и семинарии, затем епископ Таллиннский и Эстонский), Николай Прохоров (будущий архиепископ Ростовский и Пензенский), Владимир Косьмин (ставший во время гражданской войны генералом штаба Дальне-Восточной армии), Михаил Коровин (в дальнейшем заместитель директора горнo-геологического института Западно-Сибирского филиала АН СССР) и другие.
За период 1917-1919 гг. церковь лишилась всех подведомственных ей учебных заведений. В 1918 году Курская духовная семинария советской властью была закрыта. По-разному сложилась судьба ее воспитанников и их наставников. Многие были репрессированы и расстреляны. 
Возрождение семинарии началось в 1990 году благодаря усилиям архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) (ныне - схимитрополит Ювеналий). 1 сентября семинария открыла свои двери и приняла немногочисленных питомцев. Сначала это было духовное училище с двумя отделениями - пастырским (с трёхгодичной программой обучения) и регентским (с двухгодичной программой обучения). 25 декабря 1991г. Курское духовное училище Постановлением Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было преобразовано в Курскую духовную семинарию с четырёхлетним обучением, что дало возможность увеличить число воспитанников и воспитанниц, а также открыть реставрационную мастерскую. Вскоре в семинарии открылось иконописное отделение. 
В 1994 году семинария выступила учредителем Курской православной гимназии во имя преподобного Феодосия Печерского. 
В 1999 г. в связи с переходом на пятилетнее обучение, семинария получила статус высшего духовного учебного заведения. 
С 1990 по 2004 гг. Курской духовной семинарией руководили ныне архиепископ Белгородский Иоанн (Попов), архимандрит Варнава (Дробышев), протоиерей Михаил Шурпо, митрополит Ювеналий (Тарасов). С августа 2004 года ректором семинарии является архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин).

КУРСЫ ПСАЛОМЩИКОВ

Курсы псаломщиков создаются для псаломщиков и певцов приходов Курской епархии.

Цель – повышение качества красоты и благолепия храмового богослужения, совершенствование методики работы в приходских воскресных школах, повышение профессионального уровня псаломщиков.
Курсы псаломщиков могут являтся и подготовительными курсами для абитуриентов регентской школы.

Занятия проводятся на территории Сергиево-Казанского собора.

Срок обучения 1 год.

Начало занятий первое сентября. Стоимость обучения – 1000 рублей.На курсы принимаются лица женского и мужского пола в возрасте от 17 до 45 лет, имеющие опыт клиросной работы. Зачисление осуществляется по итогам собеседования. Поступающие должны предоставить в канцелярию семинарии следующие документы:
1. Направление благочинного;
2. Прошение на имя ректора семинарии;
3. Заполненная анкета (в канцелярии);
4. Автобиография (в канцелярии);
5. Документ об образовании (ксерокопия);
6. Две фотокарточки 6 х 7.

Учебный план предусматривает изучение церковно-практических дисциплин, связанных с богослужением, предметов богословского цикла, психолого-педагогических и музыкальных дисциплин. Предмет «Основы вероучения» включает в себя лекции по катехизису, Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, нравственному богословию, истории Русской Православной Церкви. Предмет «Методика работы в воскресной школе» призван дать основные методические положения для работы с детьми. В этой связи в данную дисциплину включены лекции по православной педагогике и психологии, методике преподавания закона Божия, работы с детским хором, организации богослужебной и концертной деятельности, развитию навыков художественного рисунка. Дисциплина «Церковнославянский язык» вводит в грамматику языка и через практические занятия прививает грамотное богослужебное чтение. Дисциплины «Церковное пение», «Богослужебный устав», «Сольфеджио», «Хороведение и методика работы с хором» развивают знания, навыки и умения, необходимые для практической деятельности псаломщиков и певцов.

Объем одного занятия 1,5 академических часа (60 минут). На Богослужение отводится в среднем 3 академических часа. Богослужебная практика осуществляется в учебном храме семинарии с участием женского хора регентской школы.

Занятия проводятся один раз в неделю (вторник).

Распорядок учебного дня:
9.00 – 13.50 учебные занятия
13.35 – 13.50 обед
14.00 – 16.30 учебные занятия.

Итоговая аттестация проводится в рамках дисциплины «Богослужебная практика». Экзаменом является черёдное богослужение, во время которого выпускник должен продемонстрировать уровень овладения знаниями, навыками и умениями в рамках специальности.

По окончании курсов выдается свидетельство, в котором указывается количество прослушанных часов по дисциплинам и результат экзамена по Богослужебной практике.
В целях обеспечения приходских храмов необходимой литературой, предлагается вручать выпускнику вместе со свидетельством следующий комплект книг:
1. Богослужебный устав. Учебное пособие. Составитель иеромонах Мелхиседек (Крахмалев). Курск, 2006. Издание КурПДС.
2. Осмогласие. Учебное пособие. Составитель Сидорова М.П. Курск, 2006. Издание КурПДС.
3. Основы устроения православной церковной воскресной школы. Составитель священник Евгений Бычков. Курск, 2003.
Стоимость данного комплекта включить в стоимость обучения.

Заявки на курсы направлять с 14 по 18 августа в канцелярию КурПДС по адресу: 305021, г. Курск, ул. Прогулочная 71-а. Телефон для справок 50-01-77.

РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА

Регентская школа готовит псаломщиков и регентов для Русской Православной Церкви.

Срок обучения 3 года.

Поступающие в регентскую школу изучают весь комплекс специальных музыкальных дисциплин, а также ряд предметов богословского курса.
Форма обучения очная. Обучение бесплатное.
Учащиеся обеспечиваются общежитием, бесплатным питанием и стипендией.
В регентскую школу на специализацию «регент», «псаломщик» принимаются лица мужского и женского пола до 30 лет.
Желающие поступить в регентскую школу лично предоставляют в канцелярию семинарии следующие документы:
1. Прошение на имя ректора семинарии (пишется в Приемной комиссии семинарии согласно установленной форме).
2. Автобиография (пишется в Приемной комиссии семинарии).
3. Анкета (заполняется в Приемной комиссии семинарии).
4. Рекомендация правящего епископа или приходского священника, утвержденная епархиальным архиереем и заверенная печатью.
5. Две фотографии 6х7 (как на паспорт) и две фотографии 3х4. 6. Свидетельство о крещении.
7. Свидетельство о рождении.
8. Документ об образовании и вкладыш с оценками (подлинник).
9. Справка с места жительства о составе семьи.
10. Справка о состоянии здоровья (по форме для поступающих в вуз). 11. Медицинская справка от фониатора.
12. Два конверта и папку-скоросшиватель.

Абитуриенты по прибытии в семинарию и при подаче документов должны предъявить в Приемную комиссию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство, а также военный билет (приписное свидетельство), в нем должна быть отметка о постановке на воинский учет. Прием документов осуществляется с 15 июня по 25 августа по адресу: Россия, 305021 г. Курск, ул. Прогулочная, 71-а, Курская Православная Духовная семинария. Телефоны для справок: (4712) 50-01-77, 34-06-79; факс (4712) 50-01-77.

Поступающие в регентскую школу семинарии сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:
1.Священное писание Ветхого и Нового завета.
2. Изложение по церковно-историческим темам.
3. Экзамен по специальности.
4. Собеседование с администрацией семинарии.

Экзамен по специальности предполагает пение тропарей двунадесятых праздников; храму, в котором проходили клиросное послушание; своему святому.

Для абитуриентов предполагается проверка музыкальных данных:
а) музыкального слуха.
б) чувства ритма.

Библейская история Ветхого Завета:
1. Призвание Авраама (Быт. 11, 27– 12, 3).
2. Завет с Авраамом (Быт. 17).
3. Рождение Исмаила и его судьба (Быт. 16; 12, 8-21; 25, 12-18).
4. Явление Аврааму трех странников и обетование о рождении Исаака (Быт. 18, 1-21).
5. Гибель Содома и Гоморры (Быт. 18, 22-19, 29).
6. Испытание Авраама (Быт. 22).
7. Иаков и Исав: рождение; благословение Иакова (Быт. 25, 19-34; 27).
8. Женитьба Иакова и его сыновья (Быт. 29, 1- 30, 24).
9. Иаков и Лаван (Быт. 31).
10. Продажа Иосифа в рабство (Быт. 37).
11. Иосиф как истолкователь снов (Быт. 40-41).
12. Иосиф и переселение семейства Иакова в Египет (Быт. 42-48).
13. Судьба Израиля в Египте и рождение Моисея (Исх. 1-2).
14. Призвание Моисея (Исх. 3-4).
15. Миссия Моисея к фараону и 10 казней (Исх. 7-11).
16. События Пасхальной ночи и исход (Исх. 12-13).
17. Переход через Красное море (Исх. 14).
18. Синайский Завет: порядок заключения (Исх. 24, 1-11).
19. Грех поклонения Золотому тельцу (Исх. 32).
20. Малодушие и наказание Израиля (Числ. 13-14).

Библейская история Нового Завета:
1. Благовещение Деве Марии о воплощении от Неё Сына Божия (Лк. 1, 26-38).
2. Рождество Христово, поклонение пастухов (Лк. 2, 1-20).
3. Рождество св. Иоанна Крестителя (Лк. 1, 58-80) и его свидетельство об Иисусе Христе (Мф. 3, 1-12; Мк. 1, 1-8; Лк. 3,1-18; Ин. 1, 19-31).
4. Крещение и искушение Господа Иисуса Христа (Мф. 3,13-17 и 4,1-11; Мк. 1, 9-13; Лк. 3, 21-22 и 4, 1-13; Ин. 1, 32-34).
5. Наставления Иисуса Христа двенадцати апостолам при отправлении их на проповедь (Мф. 10, 1-42; Мк. 6, 7-13; Лк. 9, 1-6; Ин. 12, 11-12).
6. Учение Нагорной проповеди о гневе, о возмездии и о любви к врагам (Мф. 5, 21-26; 38-48).
7. Учение Нагорной проповеди о милостыне, о молитве и о посте (Мф. 6, 1-18).
8. Учение Нагорной проповеди о богатстве, неосуждении ближнего и о постоянной молитве (Мф. 6, 19-34; 7, 1-12).
9. Притчи о семени и сеятели (Мф. 13, 1-23; Мк. 4, 1-20 и Лк. 8, 4-15) и о блудном сыне (Лк. 9, 28-36).
10. Исповедание ап. Петра (Мф. 16, 13-20) и Преображение Господа (Мф. 17, 1-13; Мк, 9, 2-13 и Лк. 9, 28-36).
11. Беседа (притча) о добром пастыре (Ин. 10, 1-21).
12. Воскрешение Лазаря (Ин. 11, 1-46).
13. Вход Господень в Иерусалим (Мф. 21,1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19).
14. Тайная вечеря: установление таинства Евхаристии (Мф. 26, 26-29; Мк. 14, 22-25; Лк. 22, 19-20) и спор учеников о старшинстве (Лк. 22, 24-30).
15. События Гефсиманской ночи (Мф. 26,36-56; Мк. 14,32-52; Лк. 22,39-53; Ин. 18, 1-12).
16. Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы (Ин. 18, 12-23; Мф. 26, 57-60; Мк. 14, 53-65; Лк. 22, 63-65).
17. Господь Иисус Христос на суде у Понтия Пилата (Мф. 27, 2, 11-30; Мк. 15, 1-19; Лк. 23, 1-25; Ин. 18, 28-40; 19, 1-16).
18. Распятие Господа Иисуса Христа (Мф. 27, 33-44; Мк. 15, 22-32; Лк. 23, 33-38; Ин. 19, 18-24).
19. Явление Воскресшего Христа десяти ученикам в день воскресения (Мк. 16, 14; Лк. 24, 36-45 и Ин. 22, 19-23) и одиннадцати ученикам в восьмой день (Ин. 22, 24-31).
20. Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилеи (Мф. 28, 16-20; Мк. 16, 15-18; Лк. 24, 46-49) и Вознесение Господне (Лк. 24, 49-53; Мк. 16, 19-20).

Экзамены проводятся по адресу: Россия, 305016, г. Курск, ул. М. Горького д. 27, тел. (4712) 50-01-77, 34-06-79

АБИТУРИЕНТУ О СЕМИНАРИИ

АБИТУРИЕНТУ О СЕМИНАРИИ

 

 

Курская православная духовная семинария Курской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата располагается по адресу: 305021 г. Курск, ул. Прогулочная, 71-а, тел/факс (4712) 50-01-77, тел. (4712) 50-01-70.

Ректор — архиепископ Курский и Рыльский ГЕРМАН (Моралин). 305004 г.Курск, ул. Ленина, 55. Тел (4712) 70-17-19.

Проректор по учебной и воспитательной работе — священник Олег Чебанов, 305021, г.Курск, ул.Прогулочная, 71-а, тел/факс (4712) 50-01-77, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Помощник проректора по научной работе — священник Тигрий Хачатрян, 3005004, г.Курск, ул.Ленина, 55 тел. (4712) 70-17-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Помощник проректора по учебной работе — иеромонах Мелхиседек (Крахмалев), 305021, г.Курск, ул.Прогулочная, 71-а, тел/факс (4712) 50-01-77.

Помощник проректора по воспитательной работе — иеромонах Иулий (Викторов), 305021, г.Курск, ул.Прогулочная, 71-а, тел/факс (4712) 50-01-70.

Заведующий заочным отделением — священник Евгений Тюрин, г. Курск, ул. Прогулочная 71-а, тел/факс (4712) 50-01-77.

Правила приема

Курская православная духовная семинария — учреждение высшего профессионального религиозного образования, призванное готовить священно- и церковнослужителей, регентов и псаломщиков, а также церковных художников-иконописцев для Русской Православной Церкви.

Семинария имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования.

Учащиеся обеспечиваются общежитием, бесплатным питанием и стипендией.

Желающие поступить в семинарию лично предоставляют в канцелярию семинарии следующие документы:

  1. Прошение на имя ректора семинарии (пишется в Приемной комиссии семинарии согласно установленной форме).

  2. Автобиография (пишется в Приемной комиссии семинарии).

  3. Анкета (заполняется в Приемной комиссии семинарии).

  4. Рекомендация правящего епископа или приходского священника, утвержденная епархиальным архиереем и заверенная печатью.

  5. Две фотографии 6х7 (как на паспорт) и две фотографии 3х4.

  6. Свидетельство о крещении.

  7. Свидетельство о рождении.

  8. Документ об образовании и вкладыш с оценками (подлинник).

  9. Справка с места жительства о составе семьи.

  10. Справка о состоянии здоровья (по форме для поступающих в вуз).

  11. Два конверта и папка-скоросшиватель.

  12. Медицинская справка от фониатора (для поступающих в регентскую школу при семинарии).

 

Абитуриенты по прибытии в семинарию и при сдаче документов должны предъявить в Приемную комиссию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство, а также военный билет (приписное свидетельство) с отметкой о постановке на воинский учет.

Абитуриенты во время всех вступительных экзаменов должны иметь при себе паспорт и военный билет (приписное свидетельство).

Прием документов в 2008 году осуществляется с 1 по 31 июля по адресу: Россия, 305021 г. Курск, урочище "Знаменская роща", ул. Прогулочная, 71-а, Курская православная духовная семинария.

Телефоны для справок: (4712) 50-01-77, 50-01-70; факс (4712) 50-01-77.

КУРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Семинария готовит священно- и церковнослужителей для Русской Православной Церкви.

Срок обучения 5 лет.

Прием студентов в семинарию осуществляется на конкурсной основе.

На очное отделение принимаются лица мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет, православного вероисповедания, имеющие среднее (полное) общее или высшее профессиональное образование, не состоящие в браке.

Абитуриентам и воспитанникам семинарии предоставляется бесплатное питание и место в общежитии.

До начала вступительных экзаменов абитуриенты в течение одного месяца проходят послушание по усмотрению администрации семинарии.

Поступающие проходят собеседование и сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

  • Собеседование с администрацией семинарии;

  • Библейская история Ветхого и Нового Завета;

  • Катехизис и церковный устав;

  • Церковно-практический экзамен, включающий свободное чтение по-церковнославянски богослужебных книг и осмысленное знание наизусть ниже перечисленных молитв;

  • Изложение (на библейские или церковно-исторические темы);

Поступающие должны быть знакомы со святоотеческой литературой, житиями святых (преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и т.д., местночтимых святых своей епархии);

На заочный сектор обучения принимаются священно- и церковнослужители в возрасте до 50 лет, состоящие на приходском служении.

Зачисление на заочный сектор семинарии происходит по рекомендации епархиального архиерея без вступительных экзаменов.

Поступающие должны предоставить в канцелярию семинарии следующие документы:

  1. Благословение правящего архиерея.

  2. Прошение на имя ректора.

  3. Заполненная анкета.

  4. Автобиография.

  5. Документ об образовании (ксерокопия).

  6. Удостоверение о рукоположении (в сан диакона, в сан священника /ксерокопии/).

  7. Указ о приходском служении (ксерокопия).

  8. Две фотокарточки: 6 х 7 (как на паспорт).

 

Экзамены проводятся по адресу: Россия, 305021, г. Курск, урочище "Знаменская роща", ул. Прогулочная, 71-а, тел. (4712) 50-01-77, 50-01-70.

РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА

Регентская школа готовит квалифицированных псаломщиков и регентов для Русской Православной Церкви.

Срок обучения 3 года.

Поступающие в регентскую школу изучают весь комплекс специальных музыкальных дисциплин, а также ряд предметов богословского курса.

Форма обучения: очная.

На специализацию "регент", "псаломщик" принимаются лица мужского и женского пола с музыкальным образованием до 35 лет, не состоящие в браке; на специализацию "псаломщик" лица мужского и женского пола без музыкального образования до 25 лет, не состоящие в браке.

Поступающие сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

  • Священное писание Ветхого и Нового завета.

  • Изложение по церковно-историческим темам.

  • Специальный экзамен по специальности.

  • Собеседование с администрацией семинарии.

Экзамен по специальности предполагает пение тропарей двунадесятых праздников; храму, в котором проходили клиросное послушание; своему святому.

Для абитуриентов без музыкального образования предполагается проверка музыкальных данных:

  • внутреннего слуха: интонирование звуков, взятых поочередно и одновременно; интонирование мелодической фразы; определение количества звуков в созвучии.

  • чувства ритма: повторить мелодический рисунок мелодической фразы.

 

Для абитуриентов с музыкальной подготовкой:

  • начальной: сольфеджирование музыкального примера (в натуральных ладах с несложным ритмическим рисунком); определение на слух элементов музыкальной речи (простые интервалы, трезвучия, аккорды, лады).

  • средней: сольфеджирование музыкального примера (в различных ладах, включая ритмические трудности); интонирование (простые и характерные интервалы, септаккорды с обращениями и разрешением, все лады мажорного и минорного наклонения); определение на слух (простые и характерные интервалы, септаккорды с обращениями и разрешением, все лады мажорного и минорного наклонения); гармонический анализ (последовательность, включающая отклонения в тональности первой степени родства, аккордов двойной доминанты в каденции).

Экзамены проводятся по адресу: Россия, 305016, г. Курск, ул. Горького, 27, Сергиево-Казанский собор, тел. (4712) 51-38-49.

ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА

Иконописная школа готовит иконописцев и других специалистов церковного и прикладного искусства Русской Православной Церкви.

Срок обучения 5 лет.

В иконописную школу принимаются лица мужского и женского пола в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие среднее или высшее образование, (желательно художественное образование), не состоящие в браке.

Поступающие сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

  • Священное писание Ветхого и Нового завета.

  • Изложение по церковно-историческим темам.

  • Специальный экзамен по профилю.

  • Собеседование с администрацией семинарии.

 

На экзамене по профилю требуется нарисовать и выполнить в цвете образец или фрагмент иконы. Материал: акварель с белилами, гуашь или темпера (по выбору). Бумага размером 30х20 см. Время выполнения - 6 часов.

К экзаменационной работе предъявляются следующие требования:

  • правильное расположение изображения на листе бумаги;

  • передача характера изображения, движения, пропорции;

  • соблюдение соответствующих образцу цветовых и светотоновых отношений.

Абитуриенты должны предоставить не менее 10 собственных работ, предподчтительнее иконописного направления. При отсутствии или недостаточном количестве работ можно предоставить другие художественные работы.

Поступающие в иконописную школу должны пройти абитуриентскую практику в Свято-Троицком храме г. Курска в течение 3 недель.

Экзамены проводятся по адресу: Россия, 305016, г.Курск, ул.50 лет Октября, 37 "Б", тел. (4712) 52-92-57

Вопросы к экзаменам

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 

  1. Призвание Авраама (Быт. 11, 27- 12, 3).

  2. Завет с Авраамом (Быт. 17).

  3. Рождение Исмаила и его судьба (Быт. 16; 12, 8-21; 25, 12-18).

  4. Явление Аврааму трех странников и обетование о рождении Исаака (Быт. 18, 1-21).

  5. Гибель Содома и Гоморры (Быт. 18, 22-19, 29).

  6. Испытание Авраама (Быт. 22).

  7. Иаков и Исав: рождение; благословение Иакова (Быт. 25, 19-34; 27).

  8. Женитьба Иакова и его сыновья (Быт. 29, 1- 30, 24).

  9. Иаков и Лаван (Быт. 31).

  10. Продажа Иосифа в рабство (Быт. 37).

  11. Иосиф как истолкователь снов (Быт. 40-41).

  12. Иосиф и переселение семейства Иакова в Египет (Быт. 42-48).

  13. Судьба Израиля в Египте и рождение Моисея (Исх. 1-2).

  14. Призвание Моисея (Исх. 3-4).

  15. Миссия Моисея к фараону и 10 казней (Исх. 7-11).

  16. События Пасхальной ночи и исход (Исх. 12-13).

  17. Переход через Красное море (Исх. 14).

  18. Синайский Завет: порядок заключения (Исх. 24, 1-11).

  19. Грех поклонения Золотому тельцу (Исх. 32).

  20. Малодушие и наказание Израиля (Числ. 13-14).

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

 

  1. Благовещение Деве Марии о воплощении от Неё Сына Божия (Лк. 1, 26-38).

  2. Рождество Христово, поклонение пастухов (Лк. 2, 1-20).

  3. Рождество св. Иоанна Крестителя (Лк. 1, 58-80) и его свидетельство об Иисусе Христе (Мф. 3, 1-12; Мк. 1, 1-8; Лк. 3,1-18; Ин. 1, 19-31).

  4. Крещение и искушение Господа Иисуса Христа (Мф. 3,13-17 и 4,1-11; Мк. 1, 9-13; Лк. 3, 21-22 и 4, 1-13; Ин. 1, 32-34).

  5. Наставления Иисуса Христа двенадцати апостолам при отправлении их на проповедь (Мф. 10, 1-42; Мк. 6, 7-13; Лк. 9, 1-6; Ин. 12, 11-12).

  6. Учение Нагорной проповеди о гневе, о возмездии и о любви к врагам (Мф. 5, 21-26; 38-48).

  7. Учение Нагорной проповеди о милостыне, о молитве и о посте (Мф. 6, 1-18).

  8. Учение Нагорной проповеди о богатстве, неосуждении ближнего и о постоянной молитве (Мф. 6, 19-34; 7, 1-12).

  9. Притчи о семени и сеятели (Мф. 13, 1-23; Мк. 4, 1-20 и Лк. 8, 4-15) и о блудном сыне (Лк. 9, 28-36).

  10. Исповедание ап. Петра (Мф. 16, 13-20) и Преображение Господа (Мф. 17, 1-13; Мк, 9, 2-13 и Лк. 9, 28-36).

  11. Беседа (притча) о добром пастыре (Ин. 10, 1-21).

  12. Воскрешение Лазаря (Ин. 11, 1-46).

  13. Вход Господень в Иерусалим (Мф. 21,1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19).

  14. Тайная вечеря: установление таинства Евхаристии (Мф. 26, 26-29; Мк. 14, 22-25; Лк. 22, 19-20) и спор учеников о старшинстве (Лк. 22, 24-30).

  15. События Гефсиманской ночи (Мф. 26,36-56; Мк. 14,32-52; Лк. 22,39-53; Ин. 18, 1-12).

  16. Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы (Ин. 18, 12-23; Мф. 26, 57-60; Мк. 14, 53-65; Лк. 22, 63-65).

  17. Господь Иисус Христос на суде у Понтия Пилата (Мф. 27, 2, 11-30; Мк. 15, 1-19; Лк. 23, 1-25; Ин. 18, 28-40; 19, 1-16).

  18. Распятие Господа Иисуса Христа (Мф. 27, 33-44; Мк. 15, 22-32; Лк. 23, 33-38; Ин. 19, 18-24).

  19. Явление Воскресшего Христа десяти ученикам в день воскресения (Мк. 16, 14; Лк. 24, 36-45 и Ин. 22, 19-23) и одиннадцати ученикам в восьмой день (Ин. 22, 24-31).

  20. Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилеи (Мф. 28, 16-20; Мк. 16, 15-18; Лк. 24, 46-49) и Вознесение Господне (Лк. 24, 49-53; Мк. 16, 19-20).

 

КАТИХИЗИС

 

  1. Понятие о Божественном Откровении. Священное Предание и Священное Писание.

  2. Понятия о Едином Боге, в Троице поклоняемом.

  3. Учение о человеке, как образе и подобии Божием.

  4. Понятие о грехе и греховности человеческого рода.

  5. Учение о Промысле Божием и о спасении.

  6. Учение о Боговоплощении. Иисус Христос - Сын Божий воплотившийся.

  7. Значение крестной смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа для христианина.

  8. Учение о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.

  9. Учение о Духе Святом.

  10. Учение о Пресвятой Деве Марии - Приснодеве и Богородице.

  11. Учение об ангелах; об ангеле-хранителе.

  12. Почитание святых.

  13. Понятие о Церкви.

  14. Значение молитвы для христианской жизни. Молитва домашняя и частная. Молитва за усопших.

  15. Понятие о таинствах. Участие христианина в таинствах.

  16. Таинство Крещения.

  17. Таинство Священства.

  18. Таинство Евхаристии (Причащения) - главное таинство Церкви.

  19. Учение об иконах и иконопочитании.

  20. Учение о всеобщем воскресении и жизни будущего века.

ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ

 

  1. Православный храм, его устройство и внутреннее убранство.

  2. Священные предметы в православном храме (в алтаре, ризнице, пономарке и других частях храма).

  3. Престол и жертвенник, их устройство и назначение.

  4. Иконостас, его устройство и назначение.

  5. Богослужебные книги.

  6. Священнослужители и церковнослужители, их обязанности.

  7. Богослужебные одежды.

  8. Общественное богослужение и требы.

  9. Суточный круг богослужений.

  10. Общее содержание вечерни и утрени.

  11. Понятие о Литургии. Проскомидия.

  12. Литургия оглашенных.

  13. Литургия верных.

  14. Седмичный круг богослужений.

  15. Годовой круг богослужений: месяцеслов, Триодь постная и цветная.

  16. Праздники подвижные и неподвижные, двунадесятые, великие.

  17. Посты в Православной Церкви.

  18. Церковные Таинства.

  19. Молебные пения и крестные ходы.

  20. Заупокойные богослужения: погребение, панихида и родительские субботы.

 

МОЛИТВЫ

 

  • начальные: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Царю Небесный", "Святый Боже", "Пресвятая Троице", "Отче наш", "Приидите поклонимся";

  • утренние: "От сна восстав", "Боже, очисти мя грешного", "Пресвятая Владычица моя, Богородице", "Святый ангеле";

  • вечерние: "Боже вечный", "Вседержителю Слово Отчее", "Благаго Царя Благая Мати", Ангелу Хранителю;

  • Божией Матери: "Богородице Дево, радуйся", "Достойно есть", "Взбранной Воеводе", "Милосердия двери", "Не имамы иныя помощи";

  • а также: Символ веры, Десять заповедей, Заповеди Блаженств, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й, Тропари двунадесятых праздников, молитву перед причащением, молитву преп. Ефрема Сирина.

ИСТОРИЯ

2007 год - это год 220-летия со дня основания Курской духовной семинарии. За время существования Духовной школы из ее стен вышло немало видных деятелей Русской Православной Церкви: иерархов, ректоров духовных академий и семинарий, богословов, церковных историков, просветителей, великое множество рядовых служителей Церкви - городских и сельских священников. Славное прошлое семинарии, благословенная память о тысячах ее выпускников, история подвижников благочестия для преподавателей и студентов настоящая кладезь, служащая "наставницей жизни". 

  Подготовка пастырей и других церковных работников, развитие богословской науки, - задачи, решаемые в стенах семинарии, - в значительной мере определяют качество церковной жизни в Курской епархии на далекую перспективу. Здесь стремятся готовить добрых пастырей, призванных вести за собой народ Божий словом назидания, совершением Таинств, примером своей богоугодной жизни. 

  Вначале семинария называлась Белгородской, она была открыта в 1787 году на базе духовной школы при Белгородском архиерейском доме для обучения детей духовного сословия. В то время она была единственным центром и духовного, и светского образования для огромного края, куда входили земли Харькова, Белгорода и Курска. Она готовила не только священнослужителей, но и педагогические кадры, и по своей программе была общеобразовательным учебным заведением. Немного позже в Харькове при Покровском монастыре был учреждён коллегиум (так называлось учебное заведение для всех сословий). Сюда перевели старшие классы, а в Белгороде оставались нижние классы духовной школы. 

  Основателем семинарии является епископ Белоградский и Курский Феоктист (Мочульский). В феврале 1787 г. он был переведен из Севской епархии в Белгородскую. При нем в 1799 г. произошло разделение Белгородской епархии на Харьковскую и Белгородско-Курскую. Преосвященный Феоктист, учредив духовную семинарию, построил для нее двухэтажный каменный корпус. Благодаря такой заботливости семинария во многом превзошла Харьковский коллегиум. За 14 лет из семинарии вышло более 1000 выпускников разных классов в священнослужители, медицинскую науку, военную, статскую службу, в Харьковский университет при его основании сразу поступило 20 семинаристов. 

  Первым ректором семинарии был игумен Белгородского Никольского монастыря Иустин. В период с 1787 по 1867 год семинарией управляли 13 ректоров. Вторым ректором в 1797 году стал иеромонах Хотмыжского монастыря Досифей, в следующем году - игумен Белгородского Николаевского монастыря Иеракс, затем в 1798 году его сменил Иоанн Савченко. Отец Иоанн обладал великолепным проповедническим даром. Более двадцати его проповедей были отпечатаны и изданы как образцовые. 

  Со дня образования семинарии создаётся её библиотека с фондом до десяти тысяч книг. Много книг было подарено библиотеке частными лицами, а также всеми преосвященными архипастырями епархии. Среди книг были уникальные экземпляры. Например, Евангелие, напечатанное по личному указу царя Алексея Михайловича в 1656 году, Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны. 

  В октябре 1799 г. была отделена вся Слободская Украина, составившая самостоятельную Харьковскую епархию(соответственно был отделён и Харьковский коллегиум). Епархиальным городом становится Курск. Архиереи стали именоваться Курскими и Белгородскими. Семинария, продолжая оставаться в Белгороде, начала называться Курской. И на это следует особо обратить внимание: говоря об одном и том же учебном заведении до 1799 г. мы называем его Белгородская семинария, а после 1799 г. - Курская. 

  Деятельность семинарии не ограничивалась только духовной сферой. Отечественная война 1812 года показала, что курские семинаристы - патриоты своей страны. В качестве добровольцев в ополчение вступили многие её учащиеся. 

  Правящий архиерей Курско- Белгородской епархии Феоктист (Мочульский) объявил в это время учащимся Курской семинарии о том, что если кто-либо из них "возревнует ревностью военной брани, то благословляется на сей подвиг самой Церковью". Всем им было назначено пособие (собранное из пожертвований от монастырей, храмов и духовенства Курской епархии) для снаряжения и на дорогу до места назначения. Желающие были зачислены волонтёрами в Лубенский гусарский полк и в пехотные войска. 

  Количество учащихся в семинарии с каждым годом росло. К 1847-1848 учебному году в ней обучалось 756 семинаристов. В некоторых классах насчитывалось до ста учеников. После декабрьских экзаменов составлялись разрядные списки учеников. Лучшим семинаристам объявлялась благодарность ("признательность"), а их имена заносились в особую, так называемую, "Белую книгу". 

  Развитие музыкальной культуры в курском крае было напрямую связано с церковным пением и духовной музыкой. Особое значение имело хоровое церковное пение, развивавшееся во многом благодаря местной семинарии. В середине XIX века преосвященный Илиодор не оставлял без наблюдения и архиерейский хор, пение которого заметно возвысилось со вступлением владыки на Курскую кафедру. Хор состоял из учеников духовных училищ и семинарии, диаконов, причетников, иногда пели в нем монахи. 

  В период с 1832 по 1860 годы заметный след в истории Курской Духовной семинарии оставили ректоры архимандриты Варлаам, Израиль и Никодим. По указу Св. Синода в 1852 году был определен состав учеников Курской семинарии в 410 человек. Наставников вместе с ректором - 17 человек. 

  В 1854-1856 годах было создано историко-статистическое описание Курской епархии и Курской семинарии. Этот труд был выполнен преподавателем Матвеем Архангельским при содействии ректора семинарии(с 1851 г.) архимандрита Флавиана . Это было осуществлено всего за 2 года. В тоже время, как явствует из циркуляра Синода, многие епархии так и не справились с этой задачей и за 11 лет. 

  Семинария приносила большую пользу обществу, поставляя и для обширного Курского края, и для всей России не только образованных, трудолюбивых и энергичных пастырей, но и честных деятелей на самых различных поприщах общественного служения. Среди них - известные богословы, публицисты, врачи и даже первый в России переводчик У. Шекспира. 

  Рассказывая о питомцах Курской духовной семинарии, невозможно не вспомнить о самом известнейшем из них - митрополите Московском Макарии (Булгакове). Наш земляк, митрополит Макарий принадлежит к числу великих богословов и церковных историков нашей страны, приснопамятных святителей земли Русской. Среди её выпускников также архиепископ Черниговский и Неженский Нафанаил (Савченко), архиепископ Тверской и Кашинский Евсевий (Ильинский), епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), архиепископ Рязанский и Зарайский Иринарх (Попов), епископ Воронежский Вениамин (Смирнов), епископ Саратовский и Царицынский Евфимий (Беликов) и многие другие. 

  На протяжении всего XIX века Курская семинария продолжала оказывать помощь армии Так, например, после начала русско-турецкой войны 1877- 78 годов Курская духовная семинария изъявила готовность жертвовать по четыре процента с получаемого семинаристами ежемесячно содержания. 

  Курский период в деятельности семинарии начался с 1879 года. В 1879 г. при епископе Сергии (Ляпидевском) было принятии решение о переводе семинарии в Курск, куда она окончательно переехала в 1883 году. Здесь семинария получила прекрасное учебное здание на углу улиц Херсонской и 1-ой Мещанской (ныне Дзержинского и Щепкина). Чуть выше находились общежития семинаристов (в настоящее время в этом здании располагается Всероссийский заочный финансово-экономический институт). Рядом стояли дома, принадлежащие семинарии, где проживали преподаватели. В здании семинарии размещался домовый храм в честь преподобного Феодосия Печерского. При семинарии была создана также больница на более высоком уровне, нежели в Белгороде. Перевод семинарии в Курск поднял престиж не только епархии, но и города. 

  Уровень знаний семинаристов в это время был очень высок. Некоторые из них получали кроме основного образования ещё и смежные. К примеру, в архивах Курска хранится документ, подписанный великим композитором Римским-Корсаковым, - свидетельство об окончании регентских классов, выданное семинаристу Н. Н. Полюбину, который обучался в Придворной Певческой Каппеле в Санкт Петербурге. 

  С 1888 года и до закрытия в 1919 году семинарию возглавлял протоиерей Иаков Андреевич Новицкий. Одним из важнейших направлений общественного служения семинарии этого времени была просветительская деятельность среди жителей города Курска. С октября 1891 г. от имени и при содействии Епархиального Братства преподобного Феодосия Печерского стали проводиться религиозно-нравственные чтения. Они проходили в трех местах города: в Городском-Семеновском училище, в народном училище в Стрелецкой слободе и в церковно-приходской школе в Ямской слободе. 

  В мае 1899 года в Курске начал действовать отдел Императорского Православного Палестинского общества, возглавляемый епископом Курским и Белгородским Лаврентием (Некрасовым) и Курским губернатором А. Д. Милютиным. По благословению Владыки Лаврентия по воскресным и праздничным дням Святой Четыредесятницы на базе семинарии проходили религиозно-нравственные Палестинские чтения с бесплатным входом для всех желающих. 

  Большое значение в Курской епархии уделялось деятельности церковноприходских школ. В то время церковно-приходская школа была внесословной и самой массовой формой начального обучения. На эту деятельность церковь тратила намного больше сил и средств, чем на подготовку своих кадров - церковных служителей в духовных семинариях и училищах. Уровень приходского образования ни в чем не уступал передовой для того времени земской школе. Сеть просветительных учреждений земского и духовного ведомств развивалась достаточно быстрыми темпами, не мешая друг другу. Напротив, они гармонично взаимодействовали в общем деле народного образования. Курская духовная семинария периодически проводила педагогические курсы для учителей церковно-приходских школ. 

  В конце XIX столетия Курскую духовную семинарию окончили Дмитрий Воскресенский (будущий священномученик Дамиан, архиепископ Курский и Обоянский), священномученик Петр Зверев, расстрелянный большевиками в 1937 году, Иван Богоявленский (будущий ректор Ленинградской духовной академии и семинарии, затем епископ Таллиннский и Эстонский), Николай Прохоров (будущий архиепископ Ростовский и Пензенский), Владимир Косьмин (ставший во время гражданской войны генералом штаба Дальне-Восточной армии), Михаил Коровин (в дальнейшем заместитель директора горнo-геологического института Западно-Сибирского филиала АН СССР) и другие. 

  В ХХ век Курская духовная семинария вступила на фоне распространения революционных и анархических идей, забастовок и большевистского террора. Желая стабилизировать обстановку, семинарская администрация ужесточает требования к воспитанникам, особенно тем, которые проживают на квартирах. 

  Согласно Списку лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Курской епархии в 1900 году, здесь вели занятия 17 преподавателей, 14 из которых были выпускниками Духовных Академий со степенью кандидата богословия. 

  Первого августа 1914 г. началась первая мировая война, в которой принимала участие Россия. Не остались в стороне от социального служения в трудную годину и воспитанники учебных заведений Курской епархии. 40 воспитанников семинарии ушли добровольцами в армию или санитарами, или же на краткосрочные офицерские курсы. Их подвиг особенно ценен тем, что они шли на фронт по своей воле, хотя у них была отсрочка от призыва в армию в связи учёбой. Старшие воспитанники семинарии организовали 8 санитарных отрядов по 8 человек в каждом, и в течение учебного года принимали участие в высадке и перевозке раненых, прибывающих в Курск. Помимо участия в санитарных дружинах, некоторые семинаристы безвозмездно несли ночные дежурства при больных и раненых в двух госпиталях Красного Креста, принимали активное участие в сборе пожертвований на больных и раненых воинов. 

  В октябре по предложению архиепископа Курского и Обоянского Тихона в здании общежития для семинаристов был размещен госпиталь. Преподаватели отчисляли ежемесячно из своего жалования 2 процента на организацию "Серафимовского" лазарета. 

  За период 1917-1919 гг. церковь лишилась всех подведомственных ей учебных заведений. Так, в Курской губернии первые трудности в своей работе духовная семинария испытала еще при Временном Правительстве, когда часть ее классных помещений губернские власти передали под военный госпиталь. Тогда оказалось невозможным одновременно обучать 180 семинаристов. Учащиеся были поделены на две очереди, занимающиеся по две четверти в году каждая. Пришлось также урезать учебный курс. 

  В 1918 году Курская духовная семинария советской властью была закрыта. По-разному сложилась судьба ее воспитанников и их наставников. Многие были репрессированы и расстреляны. Кто-то ушел на гражданскую службу, кто-то принял священный сан и служил на приходах Курской епархии. 

  Ректор Курской духовной семинарии протоиерей Иаков Новицкий, прослуживший в духовной школе почти полвека, умер в нищете в начале 1920-х годов. 

  Инспектор семинарии архимандрит Иероним (Чернов) оказывал содействие епископу Феофану (Гаврилову) в вывозе из России Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение", чтобы не допустить ее захвата большевиками. В 1919 г. вместе с Владыкой он выехал из Курска и через юг России, Константинополь и Фессалоники, в 1920 г. добрался до Югославии. Икона в этой стране пребывала до 1944 года. С 1923 по 1933 гг. архимандрит Иероним подвизался в Русской православной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял с 1923 по 1924 гг. Переехал в США. Стал епископом Детройтским и Кливлендским в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (1935). После воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) был в 1936 г. поставлен во главе Монреальско-Канадской епархии и находился на этом посту до 1946 г. После размежевания Американской митрополии и РПЦЗ в 1946 г. получил титул архиепископа и стал главой Детройтско-Флинтской епархии РПЦЗ. Преподаватель истории Николай Петрович Сенаторский в советские годы работал школьным учителем, являлся членом Курской губернской учёной комиссии, затем Курского губернского общества краеведения. 

  Возрождение семинарии началось в 1990 году благодаря усилиям архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова). Курская духовная семинария 1 сентября открыла свои двери и приняла немногочисленных питомцев. Сначала это было духовное училище с двумя отделениями - пастырским (с трёхгодичной программой обучения) и регентским (с двухгодичной программой обучения). 

  25 декабря 1991г. Курское духовное училище Постановлением Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было преобразовано в Курскую духовную семинарию с четырёхлетним обучением, что дало возможность увеличить число воспитанников и воспитанниц, а также открыть реставрационную мастерскую. Вскоре в семинарии открылось иконописное отделение. Первым ректором Курского духовного училища был назначен игумен Иоанн (Попов) (ныне архиепископ Белгородский и Старооскольский). 

  Первым семинарским храмом стал Знаменский собор Знаменского мужского монастыря. Храм стал центром всего учебно-воспитательного процесса. Тем более что в процессе обустройства храма семинаристы получили хорошие навыки и опыт, как можно в короткий срок наладить богослужение, опираясь лишь на собственные возможности и силы. 

  За первые годы существования Курской семинарии силами издательской группы были переизданы необходимые учебные пособия и конспекты, а также Акафист иконе Знамения Пресвятой Богородицы Курской; Акафист святителю Иоасафу, епископу Белгородскому. Были переизданы необходимые учебные пособия и конспекты, пособие для Воскресной школы, ряд репринтных изданий с дореволюционных книг, начала регулярно выходить газета "Курские епархиальные ведомости". 

  24 августа 1993 года был освящен Троицкий храм бывшего женского монастыря г. Курска, который стал семинарским храмом. Обустройство храма и его реставрация были выполнены силами воспитанников семинарии. 

  На базе катехизического семинара было создано Добровольное Православное благотворительное братство преподобного Серафима Саровского, объединившее 120 человек. Братство осуществляло свою деятельность в 3 направлениях: катехизация населения; благотворительная деятельность по уходу за больными и престарелыми людьми, оказание помощи неимущим; работа по христианскому воспитанию школьников. 

  Расширялись связи с духовными школами, особенно с Московской духовной академией, которая выразила готовность принять наиболее способных выпускников Курской духовной семинарии для подготовки их в качестве преподавателей духовных школ. 

  В ноябре 1994 гола по благословению Высокопреосвященного Ювеналия, архиепископа Курского и Рыльского, Курской духовной семинарии был передан Воскресенско-Ильинский храм, в котором проводились восстановительные работы силами воспитанников семинарии. Первое Богослужение в Воскресенско-Ильинском храме после его предуготовления для совершения служб состоялось 8 января 1995 года. 

  Курская духовная семинария выступила учредителем Курской Православной гимназии во имя Преподобного Феодосия Печерского. Силами Попечительского Совета гимназии и семинаристов был осуществлен ремонт здания гимназии и обустроен храм во имя Преподобного Феодосия Печерского. 

  В 1994 г. Издательская группа семинарии издала сборник "К духовным истокам Белгородчины", посвященный 400-летию основания г. Белгорода, переиздавались репринтным способом необходимые учебные пособия, конспекты, ряд репринтных издании с дореволюционных книг, богослужебные ноты. К концу года подготовлено новое, улучшенное переиздание Акафиста иконе Божией Матери Знамение Курско-Коренной, посвященное 700-летию ее явления, и подготовлен к печати сборник материалов о священномученике Онуфрии, Архиепископе Курском и Обоянском. 

  С целью активизации миссионерской деятельности среди населения Курской и Белгородской областей в апреле 1994 года была создана пресс-служба Курской духовной семинарии. Она готовила материалы для еженедельной радиопрограммы "Колокол" и телепередачи "Преображение". В подговке передач участвовали воспитанники семинарии, что являлось для них хорошей школой для получения навыков миссионерской работы в современных условиях. 

  В сентябре 1994 года Курской духовной семинарии был передан корпус бывшего Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска. После восстановительных работ в ноябре 1994 года в корпус были переселены все воспитанники пастырского отделения семинарии. 

  Для более эффективного обучения в иконописном классе были созданы специальные мастерские, что позволило воспитанникам иконописного класса начать работу по написанию икон для иконостаса Свято-Троицкого храма семинарии. 

  Решением педагогического совета в 1994 году в Белгороде было открыто подготовительное отделение семинарии. Открытие подготовительного отделения позволило создать в г. Белгороде Православный Духовный Центр, который объединил все городские воскресные школы и стал местом проведения катехизаторских занятий для членов Добровольного Православного братства святителя Иоасафа Белгородского. 

  В сентябре 1995 года Курской духовной семинарии был передан корпус бывшего здания Православной гимназии во имя преп. Феодосия Печерского г. Курска, где разместилось иконописное отделение. 

  В июне 1996 года Курскую духовную семинарию закончили 31 воспитанник пастырского отделения, 13 воспитанниц регентского отделения, выпуска на иконописном отделении не было из-за перехода данного отделения на четырёхлетнее обучение. 

  Перестройка учебного процесса в 1998 г. коснулась также регентского и иконописного отделений: дополнительно на этих отделениях введены такие дисциплины, как "Психология", "Педагогика", "Церковное искусство", "Православная этика и эстетика". По окончании дополнительно к основной профессиональной квалификации выпускникам присваивалась квалификация преподавателя Закона Божьего, с вручением сертификационного свидетельства от КГПУ. 

  В 1999 г. в связи с переходом на 5-ти летнее обучение, семинария получила статус "Высшего духовного учебного заведения". Вводятся новые дисциплины, такие как Риторика, Византология, Миссиология, Апологетика, Экономика прихода. Увеличилось количество преподаваемых часов по английскому языку, введен немецкий язык. 

  Согласно документам, подписанным между Курским епархиальным управлением и областной администрацией, Курской Православной духовной семинарии, областным комитетом по образованию и КГПУ, воспитанники получили возможность пользоваться библиотекой педагогического университета, ровно, как и студенты университета - библиотекой семинарии. Более подготовленные воспитанники семинарии получили возможность параллельно обучаться в КГПУ, а преподаватели с высшим светским образованием - поступать в аспирантуру. Надо отметить, что педуниверситет широко открыл двери для преподавателей семинарии, а семинария - для преподавателей университета. 

  Совместная работа уже дает плодотворные всходы. В ноябре 2002 года семинария получила от Министерства образования Российской Федерации Лицензию на право ведения образовательной деятельности и является учреждением высшего профессионального религиозного образования. 

  С 1990 по 2004 гг. Курской духовной семинарией руководили епископ Белгородский Иоанн (Попов), архимандрит Варнава (Дробышев), протоиерей Михаил Шурпо, митрополит Ювеналий (Тарасов). С августа 2004 года ректором семинарии является архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин). 

  За 15 лет своего существования семинария несколько раз меняла свой адрес и размещалась во дворе Сергиево-Казанского собора, затем в Свято-Троицком женском монастыре, а также в помещении бывшего детского сада на ул.50 лет Октября. 

  Постановлением главы города Курска С. И. Мальцева здания и помещения, расположенные в заповедном урочище под Курском "Знаменская роща", в середине октября 2001 г. были переданы Курской епархии. 

  Событие это можно назвать глубоко символичным, свидетельствующим о восстановлении исторической справедливости, поскольку 280 лет назад именно Знаменский мужской монастырь здесь в пяти верстах от Курска приобрел несколько сот десятин земли для устроения подсобного хозяйства. 

  На протяжении более двух столетий трудом молитвой и любовью многих поколений монахов и послушников обители были посажены и взращены великолепное дубовое урочище, богатейший фруктовый сад с ягодниками, обустроен скотный двор. У реки Кур выкопано несколько прудов, которые были полны разнообразной рыбы. В народе это благодатное место получило название Знаменской (по названию монастыря) рощи. 

  Интересна история этих мест. В 1833 году из Белгорода в Курск была переведена архиерейская кафедра. Знаменская роща стала обустраиваться как летняя дача епархиального архиерея. По проекту архитектора Г. Гаврилова было возведено каменное двухэтажное здание с домовым храмом во имя апостола Иоанна Богослова и деревянной колокольней. Храм освятили 16 июня 1835 г. Кроме архиерейского дома с церковью в 1910 г. на даче находились еще один дом, 4 флигеля, конюшня, 3 амбара, 3 сарая и омшаник. 

  В память 300-летия основания Знаменского мужского монастыря в 1913 году на архиерейской даче открылся приют "тяжких хронических больных бедных всех сословий" Во время первой мировой войны здесь разместился лазарет для раненых. 

  Сразу после революции 1817 года Знаменскую рощу у Церкви отобрали. В конце 20-х годов сюда переехала сельскохозяйственная опытная станция, позже плодово-ягодный техникум. С образованием в 1934 году Курской области архиерейская дача поступила в распоряжение хозяйства обкома ВКП (б). Здесь отдыхали секретари компартии и их ближайшие родственники. Вход на территорию рощи посторонним был строго воспрещен. 

  В начале 90-х годов дачи высоких обкомовских руководителей потеснили, и на территории открылся санаторий матери и ребенка "Знаменская роща". Вскоре профилакторий прекратил работу из- за отсутствия средств на его существование. Многое, вплоть до электропроводки, отсюда было расхищено. 

  Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий обратился к главе администрации Курска С. И. Мальцеву с просьбой о передаче Знаменской рощи истинному ее хозяину - Русской Православной Церкви, что и было сделано. 

  В настоящее время Курская духовная семинария активно занимается миссионерской, социальной и духовно-просветительской деятельностью - проводит семинары, конференции и круглые столы со студентами курских вузов; воспитанники семинарии посещают детские дома и дома престарелых, колонию для несовершеннолетних; работают вожатыми в православном лагере "Исток". 

  Одним из направлений работы в семинарии в 2004-2005 учебном году было определено взаимодействие с православными молодежными организациями. В ноябре несколько семинаристов участвовали во встрече с представителями Международной православной молодежной организации "Синдесмос". 

  В конце сентября 2004 г. семинарию посетил исполнительный директор Российского Библейского Общества, подаривший семинарской библиотеке 45 томов книг, в том числе Евангелия на английском, немецком, французском и других языках, ветхозаветные и новозаветные карты. В декабре библиотека получила подарок от Курского института социального образования - семитомник "Антологии социальной работы". 

  В 2005 году в церковной среде широко отмечалось 625-летие Куликовской битвы. На базе Курской духовной семинарии прошел круглый стол "Куликовская битва в ее историческом и патриотическом значении для современной молодежи". В его работе приняли участие курские историки, краеведы, педагоги, священнослужители, представители органов власти. 

  Одним из важных событий стало празднование на государственном уровне Дня единства в память освобождения Москвы от польских интервентов в 1611 году. Курская духовная семинария выступила инициатором разработки епархиальной программы празднования Дня единства. 

  В течение сентября-октября 2005 года Всероссийский благотворительный фонд преп. Серафима Саровского проводил конкурс творческих проектов "Православная инициатива". Курская духовная семинария совместно с миссионерским отделом епархии разработала и подала проект "Формирование православной семьи как приоритетное направление современного общества". Из 50 проектов, представленных на конкурс, было отобрано 18 лучших по шести направлениям. В том числе и проект нашей семинарии в направлении "Демография и жизнь". 

  В рамках празднования Рождества Христова семинарией был проведен Епархиальный конкурс детского рисунка "Христос рождается - славите!". Он имел огромный интерес у детей, приславших большое количество работ, десять лучших были отправлены на конкурс в Москву. 

  К Светлому Христову Воскресению семинария провела конкурс детских творческих работ "Светлый праздник Пасхи в моей семье". В нем приняли участие воспитанники дошкольных учреждений. Первый опыт взаимодействия Курской епархии с дошкольными образовательными учреждениями получил широкий отклик со стороны детских садов. 

  Большое просветительское значение имеет участие хора семинарии под управлением протодиакона Александра Белецкого в торжествах, проводимых Курской епархией. Среди них ставшие традиционными Рождественский и Пасхальный концерты в Курском государственном драматическом театре, концерты, посвященные Неделе святых жен мироносиц и Дню славянской письменности и культуры. В 2007 году в рамках Пасхального фестиваля "Золотые купола" впервые состоялся молодежный концерт в Курской государственной филармонии, организованный совместно с комитетом по делам молодежи администрации Курской области. В программе концерта звучали как духовные, так и лирические светские произведения в исполнении творческих коллективов курских вузов. 

  По инициативе семинарии в Курске проводятся научно - образовательные Знаменские чтения. Это самый крупный церковно-научный, церковно-общественный форум в Центральном федеральном округе, по масштабам уступающий лишь Международным Рождественским образовательным чтениям, проводимым в Москве. Чтения объединяют ученых и студентов курских вузов, православную гимназию, картинную галерею им.А.Дейнеки, областную научную библиотеку им.Н.Асеева. В работе конференции принимают участие известные ученые, богословы, психологи, православные писатели и педагоги. 

  В последние годы Курская духовная семинария плодотворно сотрудничает с органами образования. С 1997 года в Курской области успешно реализуется Программа изучения основ православной культуры (с декабря 2005 года действует Областная программа "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области"). За каждой школой закреплены священнослужители Курской епархии. Важное значение в семинарии уделяется подготовке будущих священников, готовых вести диалог с современной молодежью. С этой целью в семинарии наряду с педагогикой и психологией изучается методика преподавания Закона Божьего, введена педагогическая практика на базе Курской православной гимназии и миссионерская практика в общеобразовательных школах города Курска. 

  В настоящее время в семинарии преподают 32 человека. Из них 4 кандидата богословия, 7 кандидатов наук. С высшим духовным образованием 9 человек, с высшим светским - 18, с семинарским образованием 19 человек, из них двое учатся в Духовных академиях. 

  Как и много лет назад семинария принимает самое деятельное участие в социальной, культурной и научной жизни Курского края. 

священник Олег ЧЕБАНОВ,
М.А. АДАМОВ

Православный календарь







Наши партёры
ЮЗГУ - ведущий вуз г.Курска
© 2017 История православия в России. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.