История православия в России

город Курск

Приветствия участникам V научно-образовательных чтений

 

Приветственное слово

Архиепископа Курского и Рыльского ГЕРМАНА

на открытии V Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений

 

Уважаемые устроители, участники и гости

V Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений!

 

Генеральная смысловая линия нынешней конференции, наверное, созвучна идейным приоритетам государственной молодежной политики, поскольку нынешний год объявлен годом  молодежи.

Несмотря на то, что печальные 90-е остались в прошлом, безо всякого преувеличения можно сказать, что состояние молодежи сегодня катастрофическое. При всех мерах, принимаемых государством, безжалостная статистика не оставляет места для иллюзий. Показатели в сфере подростковой и молодежной преступности, ежегодное снижение возрастного порога алкоголизации и наркотизации населения, динамика разводов в нашей области, да и в целом по России, - все это говорит о катастрофе.

И это, прежде всего, смысловая катастрофа, отнимающая у человека понимание того, зачем он пришел в этот мир. Молодой человек, оказавшийся в центре цивилизации потребления, становится беззащитным перед ее искусительным призывом всемерного потребления, если у него отсутствует четкое осознание своего предназначения в этой жизни. Может быть, поэтому многие усилия государства и общественных институтов не приносят желаемого результата.

Как епископ Православной Церкви, имеющий своей паствой подавляющее большинство жителей нашей области, я открыто провозглашаю, что сегодня наступило время настоящей борьбы за умы и сердца, ибо именно здесь, а не в сфере ипотечного кредитования или поддержки малого бизнеса будет решаться судьба нашей молодежи, а значит нашего будущего. Как сказал на съезде православной молодежи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «сегодня линия борьбы между светом и тьмой, между Богом и диаволом особым образом проходит по сердцам юных людей».

 Мы живем в обществе, в котором грех во многих сферах жизни начинает претендовать на норму общественного и личного бытия, а соблазн становится главным инструментом популяризации этой самой нормы. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит», - говорит нам Евангелие (Мф. 18,7). Но в нашем обществе почему-то все рекламы призывают молодых людей быть соблазнительными. Самое опасное в этой ситуации – то, что эти разрушительные процессы грамотно маскируются под реализацию прав и свобод человека. В привлекательной упаковке при мощной информационной поддержке СМИ грех предлагает себя как безальтернативный выбор жизненной позиции.

Мы должны иметь мужество спросить себя, каким образом в таком обществе может осуществляться предназначение мужчины и женщины? Такое невозможно до тех пор, пока вся индустрия современной культуры работает против замысла Божия. Конечно, для тех, кто по старинке считает, что религия должна забаррикадироваться в сфере личной жизни человека, эти вопросы лишены всякого смысла. Но мы то понимаем, что живем на рассвете уже постсекулярной эпохи, когда религиозная мотивация может и должна присутствовать в публичной сфере. А значит можно говорить о том, что такое общество откровенно враждует с Богом, вступает с Ним в сознательный конфликт. В таком обществе происходит та самая сатанинская подмена понятий, как, например, в случае с понятием гражданского брака. Еще двадцать лет назад мы не путали сожительство с гражданским браком. А как можно быть достойным какой-то пудры или одеколона. Неужели достоинство человека может определяться наличием предметов туалета? Как тут не вспомнить слова пророка Исайи: «Горе тем, которые зло называют добром, а добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмой, горькое почитают сладким, и сладкое горьким»! (Ис.5,20)

         Сегодня наступило время, когда молодежь должна самостоятельно расставить приоритеты в своем выборе жизни. Но она не сможет этого сделать без нашей помощи, без опоры на фундаментальные нормы благобытия, дарованные Творцом. Молодость и юность должны быть осмыслены на уровне общественного сознания как особое драгоценное время собирания сил и формирования чувства ответственности за свой выбор, время подготовки к отцовству и материнству, в конце концов – к служению. Понятие служения должно стать приоритетной идейной категорией в молодежной политике государства. А пастыри Церкви, я обращаюсь к вам, должны:

·        (первое) вернуть молодежи знание Бога через изучение Слова Божьего, молитвенное поклонение Творцу и евхаристическое приобщение;

·        (далее) сформировать прямо противоположное идейному посланию современной культуры стремление к жертвенности;

·        привить аскетичное отношение к жизни, умение довольствоваться малым;

·        хранить свою душу чистой от скверн мира;

·        направить на поиск вечных смыслов сквозь временную ткань бренного бытия.

         Наш разговор так и останется прекрасным воспоминанием, если достижение этих целей не станет стратегической задачей социального партнерства между Церковью и государством, если уже завтра мы не начнем принимать программы с конкретно обозначенными цифрами затрат – цены спасения человеческих душ. Эта работа – не парадные рапорта о проведенных мероприятиях, а включение в реальное взаимодействие с людьми на уровне приходов, школ, колледжей, институтов, университетов.  

 

 

Православный календарь

Календарь

Наши партёры
ЮЗГУ - ведущий вуз г.Курска