История православия в России

город Курск

Прощайте, и прощены будете

 

Вечером, 14 февраля, накануне Великого поста архиепископ Курский и Рыльский Герман совершил вечерню с чином прощения в  Знаменском кафедральном соборе Курска. После отпуста вечерни владыка Герман обратился к верующим, собравшимся во множестве в этот вечер в храме, с архипастырским словом. А затем состоялся чин прощения.



- Приветствую и поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с сегодняшним святым вечером и наступлением святого Великого поста.

Святая Церковь называет время поста - поприщем, сравнивает его с продолжительным трудным путем, в который нам предстоит отправиться уже сегодняшним вечером. Как человек, который отправляется в дальний и непростой путь, испытывает силы и готовит себя к достойному прохождению этого трудного пути, так и Святая Матерь-Церковь, желая, чтобы мы это святое время провели прежде всего с пользой для нашей бессмертной души, начинает готовить нас к достойному проведению Великого поста.

Она предлагает нам прежде всего запастись смирением. А том, как Господу угодно смирение, мы слышали в Неделю мытаря и фарисея, когда читалось Евангелие о том, как в храме молились гордый фарисей и смиренный мытарь, который, не смея воззреть на небо, произносил: "Боже, буди мне, грешному", и ушел оправданным. Смирение, как говорят святые отцы, способно без добрых дел и больших подвигов поставить пред Богом, но как трудно достигается эта добродетель. Нужно подвигать себя ко смирению.

Святая Церковь перед Великим постом говорит о надежде на безмерное Божие милосердие. Если мы взглянем на свою жизнь, то вспомним множество своих грехов, то нам станет страшно. В Неделю о блудном сыне Церковь предлагает нам прекрасную, удивительную, наверное, самую лучшую притчу о безмерном Божием милосердии. Господь каждого кающегося грешника принимает и готов простить, Он ждёт и выходит навстречу ему.

И, наконец, в Неделю мясопустную нас должны были посещать мысли о Страшном Божьем суде. Мы должны помнить о том, что Господь милостив, Он - человеколюбец, но Он - праведный Судия, от Которого ничто содеянное нами на земле не может скрыться. Вступим на путь Великого поста, будем со страхом Божиим   исповедоваться, со страхом Божиим оберегать себя от оскудения, от неблаговидных поступков, от всего того, чем попирается Бог.

И наконец, сегодня вы слышали святые великие слова Господа и Спасителя нашего о том, что, если мы хотим получить прощение, а где прощение, там и милость, и любовь, то мы должны и сами прощать. Господь готов нас простить за страшные деяния, за наше нерадение, ведь у нас хватает сил поститься и молиться только одну иди две седмицы, мы часто тяготимся этим постом, объясняя себе, что мы, мол, слабы. Господь прощает и малые наши согрешения, и большие, но при условии, что мы будем прощать, хотя Бого бесконечно долго терпит нас, грешный род человеческий, и Он ждет от нас милости, прощения.

Сегодня Прощеное воскресенье. Мы должны обновить в себе и запомнить эти Божии слова: "Если мы хотим быть прощенными, помилованными, то сами должны простить от сердца своего ближнему своему, людям их согрешения против нас и не поминать их вовсе".

Вступая в поприще Великого поста, пусть никто не подумает, дорогие братья и сестры, что пост - это придумка людей. Нет, это не так. Пост - это установление Божие. И первая заповедь, которая была дана первым людям в раю, она была "не вкушать от древа познания добра и зла". Это проверка на прочность, на надежность, на любовь, как бы сказали сейчас. Но первые люди нарушили эту заповедь. Святой пророк и Боговидец Моисей перед тем, как принять заповеди от Бога, постился 40 дней. Святой пророк Илия также постился. Высочайший пример мы видим у Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа перед тем, как выйти на проповедь Евангелия, удалился в пустыню и постился 40 дней, ничего не вкушая и напоследок взалкал. Постились пророки, постились, перед тем как выйти на проповедь, апостолы.

Хранить пост заповедает Святая Церковь своими правилами. Разрешение поста  бывает только по немощи, по болезни. Мы не должны снисходительно относиться к нарушению поста. Если у нас есть болезни, то будет разумно посоветоваться с лечащим врачом. Но мы должны помнить о том, что пост способствует укреплению физического здоровья. Святой Василий Великий говорит о том, что  пост

Для здоровых он послужит еще к большему укреплению здоровья, а для больных - к исцелению от болезней. Поэтому каждый из нас, помня о святости Великого поста, должен  поверить в свои силы, воздерживаться и поститься, чему учит нас Матерь-Церковь.

Телесный пост укрощает любые страсти, поэтому не только необходимо поститься молодым, прежде всего, потому что невозможно обуздать страсти, действующие в человеке, без поста. Но мало будет толку, если мы переменим масло сливочное на масло растительное и будем думать, что мы так исполняем церковные правила. Будем злобствовать, сердиться, раздражаться, гневаться, не примиримся с ближними своими. Самая главная цель поста - это не насколько килограммов мы похудели, а насколько успешно мы поборемся со своими страстями, если мы принесем искреннее покаяние. Телесный пост служит для того, чтобы мы приобрели нравственные добродетели, достигли определенных духовных вершин. На пути нашем будет стоять и леность с уговорами, что не надо ходить в храм, В посте нужно пересилить себя. Чаще ходить  в храм Божий, потому что сама обстановка в храме  понуждает нас держать себя в узде и создается правильное духовное направление.

Постное время - самое благоприятное для того, чтобы мы  покаялись, заглянули в свою душу, очистили совесть свою в Таинстве покаяния и приступили к Божественным Животворящим Таинам, которые дарует нам Господь во исцеление души и тела и в залог вечной жизни.

Если мы достойно будем проходить каждый день поста, не ропща, мы приобретем великую пользу для обновления нашей души. Желаю вам, дорогие братья сестры, помощи Божией в  прохождении поприща поста. Как всегда, приступая к началу Великого поста, мы попросим помощи Божией: "Господи, благослови нас на Великий пост", который может стать для многих из нас последним в жизни. То есть в последний раз Господь дает такую благую возможность. Дай Бог, чтобы многие лета были у каждого из вас, но мы должны трезво, реально по-христиански смотреть на нашу жизнь, поэтому в последний раз попостимся, помолимся, исправим себя и свою жизнь, принесем достойные плоды покаяния. Покаяние должно присутствовать в душе христианина постоянно.

Я искренне хочу попросить у вас, дорогие отцы, братья и сестры, прощения кого  обидел словом, делом, помышлением и всеми чувствами своими,  к кому был невнимателен, кому не сказал нужного, доброго слова, не выслушал, не оказал помощи, не подал должного примера, который должен являть пастырь. Я прошу вас мои недостатки покрыть моим покаянием, искренне прошу у вас прощения в этот святой вечер. Простите меня, грешного, недостойного, Христа ради! Господь да простит и помилует всех нас. Аминь.